Профессия Делопроизводитель
Делопроизводитель отвечает за управление и ведение всех документов компании, обеспечивая их актуальность, легкий доступ и надлежащее хранение. От него зависит точность и целостность системы документационного управления, поэтому специалисту необходимо высокое внимание к деталям.
Содержание статьи:
- Делопроизводитель — кто это и чем занимается
- Должностные обязанности делопроизводителя
- Востребованность профессии делопроизводителя
- Где работает делопроизводитель
- Навыки и качества делопроизводителя
- Сколько получает делопроизводитель
- Плюсы и минусы профессии делопроизводителя
- Обучение на делопроизводителя
Делопроизводитель — кто это и чем занимается
Основная обязанность делопроизводителя — управление жизненным циклом документации, от создания до утилизации. Он отслеживает и контролирует технические и деловые документы в соответствии с деловыми стандартами фирмы. Специалист проверяет информацию в документах компании, чтобы гарантировать, что информация о клиентах верна и актуализирована во всех файлах. С развитием технологий организации все больше внедряют электронный документооборот, поэтому делопроизводитель должен уметь работать с цифровыми системами и базами данных.
Должностные обязанности делопроизводителя
Точные функции делопроизводителя зависят от компании, но в его общие обязанности входит:
- проверка документов на точность, полноту, соответствие стандартам и правилам фирмы и законодательства;
- сортировка, архивация, маркировка и индексация документов в физических или электронных системах;
- извлечение, копирование, сканирование и распространение документации;
- обеспечение легкого доступа к документам и их надлежащего хранения;
- обновление и ведение записей и баз данных;
- архивирование, очистка и уничтожение документов в соответствии с графиками и политиками хранения;
- поддержание точности и целостности системы документооборота;
- реагирование на запросы от внутренних и внешних сторон;
- соблюдение протоколов безопасности и конфиденциальности;
- сообщение руководству о любых файловых проблемах или несоответствиях;
- обучение персонала процедурам контроля документов;
- помощь в проведении внутренних и внешних аудитов, предоставление необходимой документации;
- ведение журнала действий по контролю документооборота, подготовка отчетов;
- поддержка системы резервного копирования критически важных документов;
- сортировка, доставка, сбор и отправка почты;
- ответы на телефонные звонки и электронные письма по вопросам организации документации;
- устранение неполадок офисного оборудования;
- вызов специалистов для технического обслуживания и ремонта офисной техники.
Востребованность профессии делопроизводителя
Профессия делопроизводителя стабильно востребована: с 2012 по 2025 год занятость в ней выросла почти на 50%, что выше, чем у всех вспомогательных работников конторской службы. Даже в период пандемии, несмотря на экономические ограничения, число рабочих мест в сфере документооборота увеличилось на 2 миллиона. В 2023 году 46% делопроизводителей были заняты в сфере государственного управления, производства, оптовой и розничной торговли. Около 60% специалистов работают общими делопроизводителем, 35% — секретарями, 5% — операторами персонального компьютера. Спрос на специалистов последней категории постепенно снижается.
По данным Бюро статистики труда США в период с 2023 по 2033 годы занятость делопроизводителей снизится на 1%. Прогнозируется, что до 2035 года уровень квалификации профессии изменится, и больше работников получат квалификацию высокого уровня. Основной фактор изменения навыков, требуемых от делопроизводителей — цифровизация, которая продолжит влиять на задачи, выполняемые специалистами.

Где работает делопроизводитель
Делопроизводство налажено в любой организации, поэтому специалист может устроиться в:
- офисы компаний и предприятий;
- государственные и муниципальные учреждения;
- школы, гимназии, техникумы, колледжи, университеты, институты;
- больницы, поликлиники, частные клиники, профильные медицинские и реабилитационные центры;
- юридические фирмы и адвокатские бюро;
- банки, страховые компании, пенсионные фонды;
- министерства, департаменты, управления гражданской службы;
- музеи, библиотеки, галереи и другие культурные учреждения.
Делопроизводитель может работать на аутсорсе — вести документооборот компаний, не находясь в их штате. Это позволяет специалисту вести сразу несколько фирм и не быть привязанным к месту работы.
Чтобы стать делопроизводителем, требуется опыт работы в офисе или административной сфере. Начать можно со стажировки или должности начального уровня в области документоведения: секретаря, специалиста по вводу данных или административного помощника. Другой вариант получения опыта — работа волонтером в библиотеках, архивах или некоммерческих организациях.
Навыки и качества делопроизводителя
Чтобы успешно управлять документооборотом, специалисту необходимы следующие личные навыки и компетенции:
- Технические навыки. Помогают понимать и управлять разными типами документов, их организацией, созданием, редактированием, контролем версий, устранением неполадок. Способствуют грамотному использованию цифровых инструментов, соблюдению безопасности данных, контролю качества, коммуникации с заинтересованными сторонами. Технические навыки включают:
• умение пользоваться офисным оборудованием и программным обеспечением;
• знание различных форматов документов и порядка их конвертации;
• умение пользоваться системами документационного управления;
• понимание процедур безопасности и резервного копирования. - Организационные навыки. Позволяют отслеживать файлы и записи, быстро находить документы, когда это необходимо. К организационным относятся навыки:
• разрабатывать и соблюдать единую систему именования и хранения, например с использованием описательных названий, дат и категорий;
• создавать и поддерживать индексы, папки и метки для документов, что облегчает их поиск и извлечение;
• сортировать и расставлять документацию по приоритетам в соответствии с релевантностью, срочностью и статусом;
• регулярно просматривать и обновлять документы, чтобы гарантировать их точность, полноту и актуальность;
• удалять или утилизировать устаревшие или избыточные файлы, чтобы освободить место и избежать беспорядка. - Коммуникационные навыки. Включают умения:
• составлять электронные и бумажные письма, соблюдая правила грамматики, орфографии и пунктуации;
• редактировать и вычитывать тексты на предмет любых ошибок, несоответствий или двусмысленностей, примененяя рекомендации по форматированию и стилю;
• сотрудничать и координировать действия с другими пользователями документов для своевременного и точного обмена информацией;
• вносить в файлы необходимые изменения или доработки, предоставляя и получая предложения, исправления или одобрения;
• представлять и объяснять данные разным аудиториям, используя правильный язык и тон. - Аналитические навыки. Логическое и творческое мышление позволяет делопроизводителю:
• исследовать и собирать информацию из разных источников для создания или обновления документов;
• сравнивать и сопоставлять разные файлы;
• оценивать данные;
• решать проблемы, связанные с документацией: выявлять сходства, различия и изменения, делать выводы и давать рекомендации;
• измерять производительность и влияние файлов. - Навыки обучения. Помогают специалисту быть в курсе последних тенденций, технологий и передового опыта в области документооборота. Делопроизводителю следует пользоваться любыми возможностями обучения и делиться своими навыками и знаниями, посещая тренинги, курсы, вебинары, конференции. Важно применять полученные знания к задачам и проектам и оценивать результаты.

Сколько получает делопроизводитель
Зарплата делопроизводителя зависит от региона проживания, типа и размера организации, формата работы, опыта и квалификации. В среднем он получает от:
- Москва — 59 905 рублей;
- Салехард — 52 500 рублей;
- Санкт-Петербург — 50 085 рублей;
- Якутск — 50 000 рублей;
- Петропавловск-Камчатский — 50 000 рублей;
- Хабаровск— 43 800 рублей;
- Симферополь — 40 000 рублей;
- Ижевск — 35 000 рублей;
- Махачкала — 35 000 рублей;
- Йошкар-Ола — 30 000 рублей;
- по России — 41 516 рублей.
Плюсы и минусы профессии делопроизводителя
К достоинствам профессии относятся:
- Низкий порог вхождения в профессию. Часто работодатели принимают специалистов с базовым образованием без опыта.
- Вариативность рабочих условий. Делопроизводство налажено в любой организации, поэтому у специалиста много возможностей для трудоустройства.
- Гибкий график. В зависимости от компании специалист может работать полный или неполный день, по совместительству или дистанционно.
- Множество рабочих обязанностей. Делопроизводитель выполняет много разноплановых задач, необходимых для эффективной деятельности компании, поэтому в течение дня остается в тонусе.
- Спокойная работа. Специалисты обычно выполняют типовые задачи, поэтому не испытывают большого стресса. Это физически простая работа, поэтому подходит для людей с ограничениями здоровья.
Среди недостатков профессии можно выделить:
- Средняя оплата труда. Зарплата большинства делопроизводителей соответствует средней по стране — от 40 тысяч рублей.
- Регулярные сверхурочные часы. Специалистам часто приходится дольше задерживаться в офисе, чтобы выполнить весь объем задач. Оплата сверхурочных зависит от работодателя.
- Высокая нагрузка. Работа делопроизводителя требует внимания и ответственного подхода на протяжении почти всего дня, что может быть утомительно.
- Множество формальностей. Профессия оптимальна для скрупулезных людей, которым нравится наблюдать большое количество строгих процедур. Для остальных необходимость помнить множество правил и положений может вызывать стресс.
Уровень средней заработной платы | Количество вакансий по РФ | Карьера, места занятости | Какое образование нужно для того, чтобы стать Делопроизводителем |
В РФ: 41 500-78 000р. В Москве: 60 000-150 000р. | 20 463 | Профессия «Делопроизводство и документооборот» очень распространена в РФ. Практически все компании нуждаются в услугах делопроизводителей. Количество вакансий от работодателей всегда в изобилии на сайтах по поиску работы. Многие специалисты работают из дома сразу с несколькими компаниями, чтобы не быть физически привязанными к месту работы | Проф. переподготовка Высшее образование |
Обучение на делопроизводителя
Согласно профессиональному стандарту «Специалист по управлению документами организации», для работы делопроизводителем требуется высшее образование. Если оно непрофильное, необходима профессиональная переподготовка в области документоведения.
Пройти переподготовку можно в Сибирском Корпоративном Университете. Обучение проводится дистанционно, что позволяет слушателям совмещать занятия с работой и отдыхом. Закончить курс можно за 1,5 – 2 месяца, в зависимости от типа учебного плана и темпа обучения.
После освоения программы слушатель получит диплом, который подтверждает право работать делопроизводителем. В дальнейшем специалисту необходимо не реже раза каждые три года проходить курсы повышения квалификации.
Другие статьи
Обучение контролеров-распорядителей. На что стоит обратить внимание при выборе образовательной организации.
Содержание статьи: Как выбрать образовательную организациюСроки выдачи удостоверенияМифы об обучении на контролера-распорядителяМиф 1. Удостоверение о повышении квалификации — это то…
Профессия Контролер-распорядитель: суть профессии и как выучиться.
Контролеры-распорядители — незаменимы при организации и соблюдении общественного порядка на массовых спортивных мероприятиях разного формата и масштаба. Их задача —…